Перенос производства Stellantis: Канада требует соблюдения EV–обязательств



Решение Канады выставить компании Stellantis уведомление о неисполнении обязательств в конце 2025 года стало одной из ключевых отраслевых новостей года. Этот шаг последовал за объявлением Stellantis о переносе производства модели Jeep Compass с завода в Брэмптоне, Онтарио, в штат Иллинойс, США. Канадское правительство утверждает, что такие действия нарушают ранее заключенные соглашения о финансировании, которые были привязаны к созданию рабочих мест, производству и планам развития электромобилей (EV). Stellantis, в свою очередь, настаивает, что изменение носит временный характер и связано с более широкими производственными корректировками в Северной Америке.

Помимо контрактного спора, эта ситуация поднимает более масштабные вопросы. Она затрагивает стратегию Stellantis по внедрению электромобилей, ее публичный имидж в отношении экологических, социальных и управленческих (ESG) вопросов, а также долгосрочный план по достижению углеродной нейтральности. Кроме того, конфликт проверяет, насколько эффективно правительства справляются с управлением государственными стимулами для перехода к чистой энергетике.

Разногласия начались, когда Stellantis приостановила работу на заводе в Брэмптоне в начале 2025 года, сославшись на меняющуюся рыночную конъюнктуру и необходимость переоценки будущих моделей. Завод готовился к новому производству Compass, ожидая увеличения спроса на гибридные и электрические модели в ближайшие годы. Приостановка операций привела к увольнению около 3000 сотрудников.

Несколько месяцев спустя Stellantis перенесла производство в Иллинойс, что вызвало серьезную обеспокоенность в Канаде. Федеральное правительство предоставило значительную финансовую поддержку – 222 миллиона долларов – чтобы помочь компании продолжить работу в Брэмптоне и Виндзоре. Эта сумма включала инвестиции, связанные с электромобилями. Правительства Канады и Онтарио пообещали выделить «примерно 500 миллионов канадских долларов» в виде государственной поддержки капитальных затрат на упомянутых канадских сборочных заводах. Официальные лица заявили, что перенос производства нарушает условия сделки, в результате чего они выставили уведомление о неисполнении обязательств и запустили 30–дневный процесс урегулирования спора.

Stellantis ответила, заявив о своей неизменной приверженности Канаде. Компания указала на продолжающуюся деятельность на аккумуляторном заводе в Виндзоре и другие проекты. Представитель Stellantis Лу Энн Госселин подчеркнула, что изменение в Брэмптоне является «операционной паузой», а не окончательным выводом производства. Она также отметила: «Stellantis продолжает участвовать в процессе урегулирования споров с правительством в рамках соглашения. Мы работаем над нашей общей целью – обеспечением долгосрочного, устойчивого будущего для автомобилестроения в Канаде, в том числе в Брэмптоне». Исход ситуации теперь зависит от продолжающихся переговоров между Stellantis и правительством.

Stellantis поставила перед собой амбициозные цели по расширению производства электромобилей и гибридов по всему миру, для достижения которых требуются новые заводы, аккумуляторные предприятия и сети поставок. Таким образом, решение по Брэмптону создает неопределенность относительно роли Канады в этой стратегии. Предполагалось, что Compass станет одной из следующих электрифицированных моделей компании, производимых в Канаде. Перенос производства может замедлить этот план и повлиять на стремление страны создать прочную производственную базу электромобилей, включая производство аккумуляторных ячеек, переработку полезных ископаемых и окончательную сборку.

Канада стремится достичь 100% продаж автомобилей с нулевым уровнем выбросов к 2035 году, с промежуточными целями в 20% к 2026 году и 60% к 2030 году. Этот план поддерживает производство аккумуляторов, объем рынка которых, как ожидается, достигнет 57,50 миллиона долларов США к 2025 году при ежегодном темпе роста 22%. Аккумуляторный завод Stellantis в Виндзоре, созданный в партнерстве с LG Energy Solution, ориентирован на производство литий–ионных ячеек для Северной Америки. Государственная поддержка связывает его с операциями в Брэмптоне. Стоит отметить, что бюджет на 2025 год включает новый фонд критически важных минералов в размере 50 миллионов долларов, который начнет функционировать в 2026 году, а также ускоренные инвестиционные стимулы для активов, связанных с электромобилями, таких как транспортные средства с нулевым уровнем выбросов и чистое оборудование.

Данный спор отражает более широкое давление со стороны торговой политики США, включая тарифы на импортные автомобили. Stellantis, по всей видимости, перенесла производство, чтобы избежать более высоких затрат, связанных с этими тарифами. Хотя этот шаг вызвал уведомление Канады о неисполнении обязательств, он подчеркивает, как торговые меры могут влиять на производственные решения автопроизводителей. Тарифы повышают затраты на трансграничное производство, что может подтолкнуть компании к экономии средств вместо выполнения местных обязательств, даже при наличии государственного финансирования и проектов в области электромобилей. Этот случай демонстрирует, что стратегии в сфере электромобилей зависят от долгосрочной приверженности. Перемещение модели, предназначенной для содействия будущей электрификации, вызывает озабоченность по поводу реализации и сроков. Это также подчеркивает, как трансграничные правила, тарифы и производственные стимулы могут формировать решения, даже если они противоречат более широким целям устойчивого развития.

Stellantis стремится достичь углеродной нейтральности к 2038 году, что включает выбросы от заводов, цепочек поставок и использования автомобилей. Для достижения этой цели необходим устойчивый прогресс во внедрении электромобилей, более чистом производстве и использовании возобновляемых источников энергии. Спор с Канадой, возможно, не изменит долгосрочных целей компании, но влияет на путь к их достижению. Задержки в проектах по электромобилям замедляют сокращение выбросов углерода, особенно в Северной Америке, где выбросы от легковых автомобилей составляют значительную часть климатических планов.

Возникают несколько рисков: задержки с запуском электромобилей снижают темпы сокращения выбросов от новых транспортных средств; нарушенные цепочки поставок увеличивают выбросы, когда материалы перемещаются на большие расстояния; задержки с наращиванием мощностей аккумуляторных заводов ограничивают производство низкоуглеродных моделей; краткосрочная зависимость от моделей с двигателями внутреннего сгорания дольше сохраняет высокие выбросы автопарка. Чтобы оставаться на верном пути, Stellantis должна продемонстрировать, как она будет балансировать финансовое давление с обязательствами по сокращению выбросов углерода. Компании необходимо объяснить, как корректировки производства вписываются в ее дорожную карту по достижению углеродной нейтральности, и какие новые шаги она предпримет для сокращения выбросов.

Стратегия Stellantis сочетает более чистое производство, электрификацию и практики циркулярной экономики для снижения выбросов парниковых газов. К концу 2024 года выбросы категорий 1 и 2 сократились примерно на 39% относительно уровня 2021 года. В 2024 году 59% электроэнергии, питающей операции Stellantis, поступало из декарбонизированных источников, по сравнению с 45% в 2021 году. Компания также расширила практики циркулярной экономики, переработав более двух миллионов автомобильных деталей по всему миру в 2023 году, включая бамперы, колеса, каталитические нейтрализаторы и высоковольтные аккумуляторы. Stellantis реализует агрессивную дорожную карту электрификации, предлагая больше полностью электрических и гибридных моделей. Она строит интегрированную аккумуляторную экосистему, включающую устойчивое снабжение и переработку. Кроме того, усилия направлены на сокращение выбросов на протяжении всего жизненного цикла – «от скважины до колеса» и «от колыбели до могилы», что охватывает производство, эксплуатацию и использование транспортных средств.

Правительства по всему миру предлагают значительные финансовые стимулы для поддержки производства электромобилей. Они включают налоговые льготы, прямое финансирование и долгосрочные партнерства с автопроизводителями. Жесткая реакция Канады на действия Stellantis показывает, что государственное финансирование в будущем может сопровождаться гораздо более строгим контролем за соблюдением условий. Этот спор может изменить принципы работы государственно–частных партнерств в рамках перехода к чистой энергии. Он демонстрирует, что правительства ожидают от компаний выполнения их обязательств, которые включают не только финансовую ответственность, но и создание рабочих мест, производство электромобилей и развитие цепочек поставок.

Решение Stellantis перенести производство влияет на канадских рабочих, сроки внедрения электромобилей и цели по сокращению выбросов углерода. Оно формирует репутацию компании в глазах правительств и инвесторов. Кроме того, оно подчеркивает проблемы, с которыми сталкиваются автопроизводители при балансировании ценового давления и целей устойчивого развития. Конфликт между Stellantis и Канадой является проверкой того, насколько хорошо автомобильная промышленность сможет управлять переходом к электрической мобильности, одновременно выполняя обязательства по достижению углеродной нейтральности. По мере продолжения переговоров их результаты повлияют на будущие проекты по электромобилям в Канаде и за ее пределами, а также определят, как правительства будут структурировать сделки по финансированию, связанные с переходом к чистым технологиям.