
На этой неделе климатическая стратегия Канады достигла переломного момента. Премьер-министр Марк Карни открыто признал, что при нынешней политике страна не достигнет своих целей по сокращению выбросов парниковых газов к 2030 и 2035 годам. Это признание стало редким проявлением откровенности со стороны правительства, которое с момента прихода к власти в марте уже отменило несколько ключевых климатических мер.
В беседе с Radio-Canada Карни заявил, что «очевидно», Канада не достигнет своих целей, если не изменит политику. Это заявление прозвучало весомо, поскольку климатические цели Канады не являются лишь благими намерениями – они закреплены законодательно и внимательно отслеживаются инвесторами, провинциями и международными партнерами.
В то же время правительство продолжает отстаивать свою долгосрочную стратегию. Чиновники утверждают, что инвестиции в энергетику, декарбонизация промышленности и пересмотренные правила по метану в конечном итоге снизят кривую выбросов. Однако недавние данные, аудиты и прогнозы показывают, что разрыв между амбициями и реальностью остается значительным.
В 2021 году Канада взяла на себя обязательство сократить выбросы на 40–45% по сравнению с уровнем 2005 года к 2030 году. Она также пообещала достичь электросети с нулевым уровнем выбросов к 2035 году. Позднее страна усилила свои долгосрочные амбиции, представив в феврале 2025 года национальный определяемый вклад (NDC), который повысил цель сокращения к 2035 году до 45–50%.
Тем не менее прогресс идет медленно. В период с 2005 по 2023 год Канада сократила выбросы лишь примерно на 8,5%, что эквивалентно сокращению примерно на 1% в год. Хотя этот прогресс реален, он значительно отстает от требований климатической науки. Глобальный путь к чистому нулю к 2050 году требует ежегодного сокращения выбросов, близкого к 4%. При текущем темпе Канада просто не сможет ликвидировать отставание к 2030 или 2035 году.
В 2022 году Канада занимала 11-е место в мире по общему объему выбросов, на ее долю приходилось около 1,4% от общемирового показателя. По данным Climate Change Tracker, выбросы Канады в 2024 году составляют примерно 816 мегатонн эквивалента CO₂. Согласно Отчету о прогрессе по Плану сокращения выбросов к 2030 году за 2025 год, в 2023 году выбросы Канады составили 694 млн тонн.
Однако выбросы на душу населения рассказывают другую историю. Канадцы выбрасывают от 14 до 20,5 тонн эквивалента CO₂ на человека в год, в зависимости от используемой метрики. Это ставит Канаду в число стран ОЭСР с самыми высокими выбросами на душу населения. Этот дисбаланс имеет значение. Хотя доля Канады в мировых выбросах может показаться скромной, интенсивность ее выбросов остается чрезвычайно высокой. В сочетании с другими странами со средним уровнем выбросов, вклад Канады в глобальное потепление является значимым. Кроме того, при действующей политике ожидается, что к 2030 году выбросы сократятся лишь примерно на 21% по сравнению с уровнем 2005 года. Короче говоря, Канада движется в правильном направлении, но слишком медленно.
С момента вступления в должность правительство меньшинства Карни изменило курс по нескольким климатическим политикам. Самое заметное – отмена потребительского углеродного налога на топливо в апреле 2025 года. Канадцы больше не платят углеродный сбор на заправках или за отопление домов. Правительство также отказалось от предлагаемого ограничения выбросов для нефтегазового сектора. Эти шаги были представлены как часть более широких усилий по превращению Канады в «энергетическую сверхдержаву», особенно на фоне обострения торговых трений с Соединенными Штатами при президенте Дональде Трампе.
Однако изменение политики вызвало политические последствия. Стивен Гильбо, занимавший пост министра окружающей среды при бывшем премьер-министре Джастине Трюдо, подал в отставку после того, как Оттава достигла соглашения с Альбертой, которое ослабило некоторые климатические правила для поддержки развития трубопроводов. В своем заявлении об отставке Гильбо предупредил, что экологические приоритеты отходят на второй план. Между тем, нынешний министр окружающей среды Джули Дабрусин заняла более оптимистичную позицию. Она заявила, что цели Канады на 2030 и 2035 годы остаются достижимыми, прямо противореча публичной оценке Карни. Разноречивые сообщения добавили неопределенности в климатические перспективы Канады.
Одной из областей, где правительство удвоило усилия, стало регулирование метана. Недавно Оттава объявила о новых правилах, направленных на сокращение выбросов метана в нефтегазовом секторе на 75% к 2035 году. Правительство Карни продлило крайний срок на пять лет, предоставив компаниям больше времени для выполнения требований. Это также выполняет обещание, данное Карни во время предвыборной кампании, об усилении существующих стандартов по метану.
Пресс-релиз правительства Канады прогнозирует, что с 2028 года, когда новые правила вступят в силу, по 2040 год эти меры сократят в общей сложности 304 млн тонн эквивалента CO₂ и 1593 килотонны летучих органических соединений (ЛОС). Ожидается, что эти сокращения предотвратят климатические ущербы на сумму около 36,3 млрд долларов и принесут канадцам медицинские выгоды на сумму 257 млн долларов.
Метан может не задерживаться в атмосфере так долго, как диоксид углерода, но он обладает мощным парниковым эффектом. В течение 20 лет метан может удерживать примерно в 80 раз больше тепла, чем CO₂. На нефтегазовые объекты приходится около половины выбросов метана в Канаде, в основном из-за вентиляции, сжигания и утечек по всей производственной инфраструктуре. Таким образом, более строгий контроль за метаном может принести быстрые климатические выгоды.
Ценообразование на углерод остается центральным столпом климатической политики Канады даже после недавних изменений. Для крупных промышленных эмитентов продолжает действовать Система ценообразования на основе производительности (OBPS), в рамках которой предприятия получают лимиты выбросов, основанные на их производстве. Компании, превышающие свои лимиты, должны платить, в то время как те, кто показывает лучшие результаты, получают торгуемые кредиты.
OBPS направлена на сокращение выбросов без переноса производств за границу. Она пытается сбалансировать климатические амбиции с глобальной конкурентоспособностью. Однако отмена потребительского углеродного налога почти полностью переложила бремя на промышленность. Федеральное правительство планирует пересмотреть ориентиры ценообразования на углерод в 2026 году. Этот пересмотр может изменить принципы функционирования OBPS и строгость ее применения.
Наступает критический момент. Без четких правил и долгосрочной определенности ценообразование на углерод рискует стать слишком слабым, чтобы обеспечить значимые изменения. С другой стороны, сильная и предсказуемая система могла бы помочь Канаде декарбонизировать экономику, защищая при этом рабочие места и инвестиции.
Признание Карни устраняет любые иллюзии относительно того, что Канада находится на верном пути. Теперь задача состоит в том, использует ли правительство этот момент для пересмотра политики или продолжит полагаться на долгосрочные обещания.
Новые правила по метану, промышленное ценообразование на углерод и инвестиции в чистую энергетику предлагают пути вперед. Тем не менее аудиторы, аналитики и климатические институты согласны с тем, что текущие меры не обладают необходимым масштабом и скоростью. Канада находится на экономическом и экологическом перепутье. Более сильная климатическая политика могла бы позиционировать страну как надежного игрока в глобальном энергетическом переходе. Слабые или неопределенные действия, напротив, чреваты ростом выбросов, потерей конкурентоспособности и упущенными возможностями.
Цели по-прежнему закреплены в документах. Вопрос в том, готова ли Канада подкрепить их политикой, необходимой для их реализации.