
27 ноября 2025 года федеральное правительство Канады и правительство провинции Альберта подписали официальное соглашение о разработке нового нефтепровода. Проект призван экспортировать битум Альберты на азиатские рынки, а также включает инициативы по улавливанию углерода, расширению энергетической сети и ускоренному утверждению регуляторных процессов в рамках закона Building Canada Act.
В случае одобрения этот трубопровод может стать первым проектом, получившим статус «национального интереса» согласно новому закону, что значительно ускорит процесс его рассмотрения. Он будет функционировать параллельно с запланированным расширением трубопровода Trans Mountain (TMX). В совокупности это может увеличить экспортную мощность западного побережья до 2,5 миллиона баррелей разбавленного битума в сутки.
Соглашение нацелено на создание рабочих мест, привлечение частных инвестиций и ускорение крупных инфраструктурных проектов, которые, как ожидается, снизят выбросы. Однако оно вызывает опасения относительно защиты окружающей среды, прав коренных народов и выполнения Канадой своих климатических обязательств.
Закон Building Canada Act, вступивший в силу в июне 2025 года, является рамочным документом, призванным упростить и ускорить строительство ключевой инфраструктуры. Проекты, признанные «национально важными» – такие как трубопроводы, порты, железные дороги и линии электропередач, – могут пройти ускоренную процедуру одобрения. Цель акта – сократить регуляторные задержки и стимулировать частные инвестиции, при этом стремясь уважать экологические стандарты и права коренных народов. Критики, однако, выражают обеспокоенность по поводу возможной слабости механизмов защиты, в то время как сторонники считают закон жизненно важным для развития инфраструктуры, увеличения экспорта и создания рабочих мест в Канаде.
Меморандум о взаимопонимании между Канадой и Альбертой предусматривает несколько ключевых инициатив. Предполагается строительство частного трубопровода для транспортировки от 300 000 до 1 миллиона баррелей разбавленного битума в сутки из нефтеносных песков Альберты по новому маршруту к глубоководному порту близ Ванкувера. Разработкой проекта, вероятно, займутся аффилированные лица Pathways Alliance; трубопровод будет идти параллельно TMX, мощность которого после 2024 года составит 890 000 баррелей в сутки.
Центральное место в соглашении занимает проект улавливания углерода Pathways Alliance, нацеленный на улавливание 22 миллионов тонн CO₂ в год, что эквивалентно примерно 5% выбросов Канады за 2024 год. Стоимость проекта в 15 миллиардов канадских долларов будет распределена между федеральными и частными инвесторами. Также планируются инвестиции в расширение электроэнергетической сети, включая атомные и возобновляемые источники энергии. Процесс регуляторного утверждения будет ограничен двумя годами с момента подачи заявки. Особое внимание уделяется участию коренных народов: 16 Первых наций уже подписали письма поддержки меморандума, соглашение предлагает им до 20% долевого участия и фонд в 1 миллиард канадских долларов для получения выгод.
Экономические прогнозы указывают на значительные выгоды от проекта трубопровода. Оценки включают до 10 000 рабочих мест на этапе строительства и 2 000 постоянных операционных позиций. Ожидается привлечение 20–50 миллиардов канадских долларов частных инвестиций в течение десяти лет, а также ежегодный прирост ВВП Альберты на 10–15 миллиардов канадских долларов за счет экспорта в Азию, включая Китай и Японию. Проект также направлен на снижение зависимости от рынков США на фоне пошлин 2025 года, что может способствовать росту энергетического сектора Альберты, увеличению государственных доходов, привлечению частных инвестиций и поддержке смежных отраслей.
В части экологических и климатических соображений меморандум акцентирует внимание на практических шагах, таких как усиление ценообразования на промышленный углерод и привлечение значительных частных инвестиций в чистые технологии. Канада уже применяет углеродное ценообразование и нормативы выбросов, при этом промышленные загрязнители сталкиваются с углеродными налогами или ценообразованием на основе объема производства. Новое соглашение с Альбертой приостанавливает действие предыдущих ограничений на интенсивность выбросов для нефтегазового сектора, которые предусматривали снижение выбросов на 35–38% к 2030 году. Вместо этого вводится ценообразование на основе объема производства по ставке 170 канадских долларов за тонну CO₂ к 2030 году.
Центральным элементом этих усилий является проект Pathways Plus, который обещает стать крупнейшим в мире проектом по улавливанию, утилизации и хранению углерода (CCUS). Улавливание углерода призвано компенсировать более высокие выбросы от увеличенного производства. Успех всего предприятия напрямую зависит от того, насколько эффективно проект CCUS выполнит свои обещания. Амбиции Канады в области CCUS выражены в конкретных цифрах: страна стремится установить мощность улавливания около 15 Мт CO₂ в год к 2030 году. При определенных регуляторных и инвестиционных предположениях энергетический сектор мог бы увеличить улавливание CO₂ до 88 Мт в год к 2025 году и до 271 Мт в год к 2030 году. В настоящее время мощность составляет примерно 2–3 Мт в год (например, от Альбертинских проектов Quest и Shell Polaris), с планами утроить или увеличить в пять раз до 15–27 Мт к 2030 году за счет примерно 34 новых проектов. При этом потенциал геологического хранения в Канаде остается огромным: по оценкам, в глубоких геологических формациях можно безопасно хранить около 389 гигатонн CO₂.
Вовлечение коренных народов и сообществ имеет решающее значение для минимизации социальных воздействий. Исторически, проект TMX столкнулся с задержками и перерасходом средств, достигнув 34 миллиардов канадских долларов к 2024 году, несмотря на одобрение в 2016 году. Проект Northern Gateway был отклонен в 2016 году из-за рисков, связанных с танкерами. Недавние изменения в Законе о моратории на нефтяные танкеры 2025 года теперь разрешают до 300 рейсов танкеров ежегодно в водах Британской Колумбии (Б.К.), что создает важный регуляторный контекст для предлагаемого маршрута.
Таким образом, соглашение вызвало смешанную реакцию: поддержку, критику и политические опасения. Торговая палата Альберты выражает поддержку сделке, подчеркивая такие преимущества, как экономический рост, создание рабочих мест и инвестиционная уверенность. Дуг Гриффитс, президент и генеральный директор Торговой палаты Эдмонтона, заявил: «Когда мы открываем новые рынки, строим крупные проекты и создаем правильные условия для инвестиций, мы делаем Альберту лучшим местом в стране для жизни, работы и построения будущего». Однако экологические группы, такие как Sierra Club, и организации коренных народов, например, Ассамблея Первых Наций, указывают на пробелы в соблюдении Декларации ООН о правах коренных народов (UNDRIP) и выражают обеспокоенность по поводу отсутствия свободного, предварительного и осознанного согласия.
Новая демократическая партия Британской Колумбии выступает против проекта, полагая, что он не имеет надлежащего согласия. Они также обеспокоены тем, что танкерное движение может навредить прибрежным сообществам. Эби из Б.К. отметил в отчете Politico: «Нам нужно убедиться, что этот проект не станет энергетическим вампиром со всеми переменными, которые еще предстоит выполнить — нет инициатора, нет маршрута, нет денег, нет поддержки Первых Наций». Отраслевые группы и профсоюзы рассматривают проект как способ улучшить инфраструктуру и привлечь инвестиции. Однако критики утверждают, что соглашение ослабляет федеральную климатическую политику, отменяя ограничения на выбросы и ослабляя правила в отношении чистой электроэнергии. Бывший министр окружающей среды Стивен Гилбо подал в отставку в знак протеста, назвав сделку шагом назад от давних климатических обязательств.
Несколько факторов будут определять исход сделки. Среди них – готовность частного застройщика, вероятно, аффилированного лица Pathways Alliance, финансировать и строить трубопровод. Также важен прогресс в консультациях с коренными народами, соглашениях о совместном владении и предоставлении выгод сообществам. Решающее значение будут иметь решения экологических регуляторов и властей Британской Колумбии относительно движения танкеров, а также успех проекта CCUS в улавливании 22 миллионов тонн CO₂ в год. Наконец, соответствие проекта целевым показателям Канады по нулевым выбросам к 2050 году и другим климатическим целям является ключевым. Данное соглашение может стать прецедентом для балансирования развития ресурсов с защитой окружающей среды и правами коренных народов.
Соглашение между Канадой и Альбертой отражает сложный баланс. Сторонники утверждают, что оно предлагает четкие правила для частных инвестиций, ускоряет утверждения и помогает модернизировать энергетический сектор, одновременно преследуя климатические цели. Критики опасаются, что оно может ослабить экологические нормы и нанести ущерб обязательствам по UNDRIP, а также усилить зависимость Канады от экспорта ископаемого топлива. Станет ли проект моделью «чистого роста» или отступлением от климатических действий, будет зависеть от его реализации. Ключевые факторы включают эффективность улавливания углерода, отслеживание выбросов, участие коренных народов и частные инвестиции, соответствующие социальным и экологическим стандартам. Экономические выгоды, экологические риски и политические вызовы будут продолжать формировать энергетическую и климатическую политику Канады в предстоящие годы.