Рынок углерода ЕС: цены растут на фоне ужесточения климатических целей до 2040 года



В конце 2025 года цены на углеродные квоты в Европе заметно выросли, достигнув 15 декабря 83,79 евро за тонну. Это на 3% выше по сравнению с предыдущим месяцем и на 30% — за год. Стоимость разрешений на выбросы в основной системе ЕС по торговле выбросами (EU ETS) недавно достигла многомесячных максимумов, что свидетельствует о подготовке компаний к соблюдению установленных сроков и реакции рынков на ужесточение политических сигналов.

Контрольные показатели цен на углеродные квоты в Евросоюзе демонстрируют устойчивый рост, отражая повышенный рыночный спрос и уверенность в дальнейшем ужесточении лимитов на выбросы. Хотя текущие значения ниже рекордных 100 евро за тонну, зафиксированных в 2023 году, они посылают убедительный политический сигнал о необходимости сокращения выбросов парниковых газов.

Система EU ETS устанавливает лимит на выбросы парниковых газов для таких секторов, как энергетика и тяжелая промышленность. Компании могут обмениваться разрешениями, чтобы соответствовать своим обязательствам. По мере постепенного снижения общего лимита количество доступных квот сокращается, что приводит к росту цен. Эта система стимулирует предприятия к экономически эффективному сокращению выбросов и способствует достижению климатических целей ЕС. В 2023 году объем торгов квотами EU ETS достиг рекордных 783 миллиардов евро, что сделало ее крупнейшим углеродным рынком в мире по обороту.

Более высокие цены на углерод увеличивают издержки, связанные с выбросами парниковых газов. Это непосредственно влияет на инвестиционные решения компаний и их операционную деятельность, а также оказывает влияние на другие климатические политики Евросоюза.

Одним из ключевых инструментов является Механизм трансграничной корректировки углерода (CBAM). Начиная с 2026 года, CBAM будет применять аналогичные углеродные издержки к определенным импортируемым товарам, обязуя покупателей приобретать специальные сертификаты для импорта 2026 года уже с 2027 года. Цель CBAM – предотвратить так называемую «утечку углерода», когда производство переносится в страны без жесткого ценообразования на углерод, что потенциально подрывает усилия ЕС по сокращению выбросов.

Несколько факторов способствуют текущему росту цен на углеродные квоты в ЕС. Рынки ожидают сокращения предложения квот, поскольку Евросоюз ужесточает свои лимиты на выбросы. Дополнительный импульс росту цен придают регуляторные изменения, включая расширение охвата системы EU ETS на новые сектора и усиление Резерва стабильности рынка, который поглощает избыточные квоты. По оценкам исследовательских групп, средние цены на углерод могут продолжить расти к концу десятилетия. Например, BNEF прогнозирует, что к 2030 году цены в рамках ETS достигнут 149 евро за тонну. Спрос на квоты также увеличивается по мере приближения сроков отчетности компаний, которым необходимо сдать достаточное количество разрешений, соответствующих их выбросам. Эти закупки, связанные с соблюдением требований, могут подталкивать цены вверх в краткосрочной перспективе.

Европейский союз достиг предварительного политического соглашения по новой климатической цели на 2040 год, что совпадает с недавними изменениями на углеродном рынке. Законодатели Европарламента и Совета ЕС договорились о сокращении чистых выбросов парниковых газов на 90% по сравнению с уровнем 1990 года. Эта обязательная цель является промежуточным этапом на пути к долгосрочной задаче ЕС – достижению климатической нейтральности к 2050 году.

Согласованный текст предусматривает определенные механизмы гибкости. Начиная с 2036 года, государства-члены смогут использовать высококачественные международные углеродные кредиты для достижения до 5% от цели 2040 года. Однако будут действовать строгие правила для гарантии того, что эти кредиты действительно способствуют достижению экологических целей. Соглашение также подтверждает отсрочку на один год – до 2028 года – применения системы EU ETS к секторам зданий и автомобильного транспорта.

Новая цель станет ориентиром для будущего законодательства и политики в энергетике, промышленности и климате. Она призвана сбалансировать амбициозные задачи по сокращению выбросов парниковых газов с вопросами конкурентоспособности и социальной справедливости.

Среди ключевых решений, отраженных в предварительном соглашении, – подтверждение обязательной цели по сокращению чистых выбросов парниковых газов на 90% к 2040 году относительно уровня 1990 года. Дополнительно предусмотрены механизмы гибкости для государств-членов, в том числе ограниченное использование международных углеродных кредитов, а также усиленные положения по внутреннему постоянному удалению углерода в рамках EU ETS. Соглашение также закрепляет усиленный механизм регулярного пересмотра прогресса и внесения необходимых корректировок, а также перенос старта ETS2 – системы для зданий и автомобильного транспорта – с 2027 на 2028 год. Эти элементы призваны направлять климатическую политику Евросоюза, учитывая при этом экономические и социальные вызовы, связанные со значительным сокращением выбросов.

Ценообразование на углерод через систему EU ETS остается центральным инструментом для достижения климатических целей блока. Цена квот напрямую влияет на стоимость выбросов парниковых газов в эквиваленте CO₂. По мере ужесточения лимитов на выбросы, EU ETS будет охватывать все больше выбросов и секторов, создавая дополнительные стимулы для их сокращения.

Включение международных углеродных кредитов в рамки цели до 2040 года демонстрирует интеграцию рыночных инструментов в долгосрочное климатическое планирование. Согласно соглашению, до 5% общего сокращения выбросов к 2040 году может быть достигнуто за счет высококачественных международных углеродных кредитов. Такой подход предоставляет государствам-членам дополнительную гибкость, сохраняя при этом сильный внутренний путь сокращения выбросов. Тенденции ценообразования на углерод также взаимодействуют с другими мерами ЕС. Механизм CBAM добавляет углеродные издержки к некоторым импортируемым товарам, тем самым побуждая торговых партнеров принимать аналогичные политики ценообразования на углерод или сокращения выбросов, соответствующие стандартам ЕС.

Рост цен на углерод влияет на многие аспекты европейской экономики. Отрасли с высокими выбросами могут столкнуться с увеличением затрат, что стимулирует их к инвестициям в более чистые технологии. Политики, в свою очередь, стремятся найти баланс между климатическими амбициями, экономической конкурентоспособностью и социальной справедливостью. Механизмы гибкости и поэтапные графики внедрения помогают отраслям адаптироваться, защищая при этом рабочие места и энергетическую безопасность. Предстоящая климатическая цель до 2040 года будет определять будущие правила, инвестиционные решения и ценообразование на углерод, а также влиять на структуру EU ETS и общую климатическую политику. Регулярные обзоры прогресса позволят Еврокомиссии и государствам-членам оценивать эффективность мер и при необходимости корректировать политику.

Предварительное соглашение о 90-процентном сокращении выбросов к 2040 году является важной вехой в климатической политике ЕС. Оно служит долгосрочным сигналом для рынков, инвесторов и промышленности относительно направленности климатических амбиций региона. В то же время рост цен на углерод до многомесячных максимумов демонстрирует, как рыночные механизмы могут поддерживать цели декарбонизации. Эти события показывают, как ЕС сочетает регуляторные цели с рыночными инструментами для достижения значительного сокращения выбросов в блоке. Дальнейшая реализация политики, периодический пересмотр и согласование с международными стандартами углеродных рынков определят эффективность достижения этих целей в ближайшие годы.