Канадская экономика и декарбонизация: ключевой обзор системы углеродных цен в 2026 году



Канада находится в критический момент своей борьбы с изменением климата. Углеродное ценообразование долгое время было основным инструментом для сокращения выбросов, однако недавние изменения в политике и различия между провинциями создали значительную неопределенность. Эти процессы формируют сложный ландшафт для бизнеса и экологических целей страны.

Система углеродного ценообразования Канады призвана стимулировать компании и частных лиц к сокращению выбросов парниковых газов. До недавнего времени для потребителей и малого бизнеса существовал «топливный сбор» или углеродный налог на ископаемое топливо. Однако с 1 апреля 2025 года федеральное правительство отменило этот потребительский налог, сосредоточив внимание на промышленном углеродном ценообразовании. Для крупных промышленных эмитентов действует Система ценообразования на основе производительности (OBPS — Output-Based Pricing System). В рамках OBPS предприятиям устанавливаются лимиты выбросов, основанные на их производственных показателях. Если они превышают эти лимиты, им приходится платить; если выбрасывают меньше, то получают кредиты, которые могут продать или использовать в будущем. Такой подход направлен на сокращение загрязнения, одновременно защищая отрасли, конкурирующие на мировом рынке, от риска переноса производства в страны с менее строгими экологическими нормами.

Политические изменения, включая отмену потребительского углеродного налога, значительно сместили акцент на промышленное регулирование. В 2026 году запланирован федеральный пересмотр «эталонных» показателей углеродного ценообразования, который, как ожидается, изменит принципы работы промышленного сектора. Анализ ClearBlue Markets показывает, что промышленное углеродное ценообразование в Канаде стало фрагментированным, что порождает неопределенность. Это серьезная проблема для компаний, которым нужны стабильные ценовые сигналы для инвестирования в более чистые технологии. Эксперты ClearBlue Markets отмечают, что предстоящий федеральный пересмотр «вызовет обширное взаимодействие между федеральным правительством и провинциями, направленное на согласование ключевых эталонных элементов, таких как охват, строгость ценообразования и меры защиты конкурентоспособности». Переговоры обещают быть сложными и политически заряженными, особенно с такими провинциями, как Альберта и Саскачеван, которые уже заняли жесткие позиции. Подобные односторонние решения отражают сохраняющуюся напряженность и подчеркивают трудность достижения действительно согласованного национального подхода.

Из-за огромных размеров Канады и различий в провинциальном регулировании, промышленное углеродное ценообразование сильно варьируется. ClearBlue Markets указывает, что цены на кредиты — то, что компании платят или зарабатывают — значительно различаются в зависимости от провинции или системы. Например, в Альберте в рамках Программы технологических инноваций и сокращения выбросов (TIER) наблюдается падение цен на кредиты: при нормативной цене в 95 канадских долларов за тонну, рыночные кредиты торгуются примерно по 18 канадских долларов за тонну. Это свидетельствует об избытке кредитов и слабом спросе. В Британской Колумбии (Б.К.) недавно начала применяться новая система B.C. OBPS, где кредиты торгуются примерно по 65 канадских долларов за тонну при регулируемом уровне в 80 канадских долларов. В Онтарио, где промышленные выбросы регулируются системой Стандартов эффективности выбросов (EPS), предложение более ограничено, поскольку программа не допускает использования компенсационных кредитов, поэтому единицы торгуются примерно по 72 канадских доллара за тонну. В регионах, где по-прежнему действует федеральная система OBPS, например, на некоторых территориях и в малых провинциях, дешевые компенсационные углеродные кредиты из Альберты привели к снижению цен — иногда до 37,50 канадских долларов за тонну. Несмотря на эти расхождения, федеральное правительство стремится повысить цену на углерод до 170 канадских долларов за тонну к 2030 году для систем прямого ценообразования.

Предстоящий пересмотр федеральных эталонных показателей рассматривается как поворотный момент. Он может привести к более сильному и согласованному углеродному ценообразованию во всех провинциях. ClearBlue Markets отмечает, что в рамках пересмотра могут быть рассмотрены следующие вопросы: согласование различных провинциальных систем в рамках единой структуры для унификации кредитов и требований, повышение прозрачности в отчетности по запасам кредитов, сделкам и сокращению выбросов, возможное введение «минимальной цены» — нижнего предела стоимости углеродных кредитов — для предотвращения резких падений цен, а также установление долгосрочной траектории цен на углерод после 2030 года, что поможет предприятиям более четко планировать инвестиции, особенно в чистые технологии. Все эти меры могут сделать углеродное ценообразование более предсказуемым и эффективным. В противном случае, если пересмотр не оправдает ожиданий, фрагментация и неопределенность могут сохраниться, ослабляя ценовой сигнал и сбивая с толку инвестиции в экологически чистые технологии.

Существенным внешним риском является глобальная торговая среда. С 2026 года Механизм трансграничной корректировки углерода (CBAM) Европейского союза будет влиять на импорт, исходя из его углеродных выбросов. Для канадских экспортеров это ставит ключевой вопрос: признают ли власти ЕС компенсационные кредиты, генерируемые в рамках различных канадских систем углеродного ценообразования, в качестве доказательства «уплаченной углеродной цены»? Если нет, канадский экспорт может столкнуться с дополнительными тарифами, что удвоит углеродные издержки или подорвет конкурентоспособность. Это делает стандартизацию и укрепление канадской системы углеродного ценообразования до 2026 года еще более важной задачей, чтобы ее ценообразование и кредиты были признаны на международном уровне. В противном случае, такие канадские отрасли, как производство стали, алюминия и цемента, могут столкнуться с трудностями в конкуренции на рынках со строгими климатическими правилами импорта.

Углеродное ценообразование эффективно связывает экологические издержки с экономическими решениями. Для крупных эмитентов оно стимулирует повышение эффективности. Доходы от углеродного ценообразования, особенно от OBPS, могут финансировать проекты чистой энергетики, поддерживать улавливание углерода и инвестиции в низкоуглеродную инфраструктуру. Недавняя оценка правительства подчеркивает, что промышленное углеродное ценообразование помогает сокращать выбросы с минимальным воздействием на домашние хозяйства. Однако существуют и серьезные проблемы. Из-за различий в системе по провинциям многие отрасли могут иметь низкие углеродные издержки, что снижает мотивацию к реальным изменениям. Отчет Генерального аудитора Канады (OAG) за 2022 год выявил, что слабые правила в провинциальных программах для крупных эмитентов снижают эффективность углеродного ценообразования. Также неясное использование углеродных доходов и неопределенные долгосрочные ценовые перспективы заставляют некоторые фирмы не решаться инвестировать в более чистые технологии.

Пересмотр эталонных показателей в 2026 году может перекроить углеродное ценообразование Канады на десятилетия вперед. Ключевые моменты, за которыми стоит следить, включают: установит ли правительство новый, четкий путь цен на углерод после 2030 года — возможно, до 2050 года — что даст фирмам уверенность для инвестирования в долгосрочные чистые решения; станут ли провинциальные системы углеродного ценообразования более гармонизированными, то есть будут ли действовать схожие правила, цены на кредиты и прозрачность повсюду; будет ли введен ценовой минимум или другие методы, чтобы предотвратить глубокое дисконтирование углеродных кредитов и обеспечить сильный ценовой сигнал; и будут ли канадские промышленные кредиты и соответствие требованиям признаны в рамках глобальных систем, таких как CBAM, что может помочь сохранить конкурентоспособность канадского экспорта. Углеродное ценообразование Канады, особенно для промышленности, находится на перепутье. Отмена потребительского углеродного налога в 2025 году отражает смещение акцента на промышленные выбросы, в то время как предстоящий пересмотр эталонных показателей в 2026 году предлагает шанс сделать эту систему более сильной, справедливой и предсказуемой. Однако многое зависит от политической и регуляторной воли. Без четкого ценообразования, правил и долгосрочной определенности ценовой сигнал на углерод может оказаться слишком слабым, что поставит под угрозу климатические цели Канады и ее глобальную конкурентоспособность. Но если правительство и провинции будут действовать оперативно, углеродное ценообразование может помочь Канаде перейти к низкоуглеродной экономике, одновременно сохраняя конкурентоспособность отраслей.