Китай укрепляет позиции на мировом рынке батарей для электромобилей на фоне регионализации



В 2025 году Китай значительно укрепил свои лидирующие позиции на глобальном рынке батарей для электромобилей. По свежим данным аналитической компании SNE Research, шесть крупнейших китайских производителей тяговых аккумуляторов совокупно контролировали 68,9% всех мировых установок батарей для электромобилей в период с января по октябрь 2025 года. Их общая установленная мощность достигла 644,4 ГВт·ч, что почти на три процентных пункта превышает показатель прошлого года. Этот рост подтвердил безусловное лидерство Китая на рынке, который продолжает быстро расширяться, несмотря на неоднородные тенденции продаж электромобилей в различных регионах мира.

За тот же период общемировой объем установленных батарей для электромобилей достиг 933,5 ГВт·ч, демонстрируя впечатляющий рост на 35,2% год к году по сравнению с 690,7 ГВт·ч в 2024 году. Этот всплеск был обусловлен более активным внедрением транспортных средств на аккумуляторных батареях во всех категориях –– от полностью электрических моделей до подключаемых гибридов и традиционных гибридных автомобилей. Даже на фоне неопределенности в европейской политике и инфляционного давления в США, глобальный спрос на высококачественные аккумуляторные блоки оставался высоким.

Компания CATL не только сохранила свою доминирующую позицию, но и продолжила увеличивать отрыв от конкурентов. С января по октябрь текущего года CATL установила батарей общей мощностью 355,2 ГВт·ч, занимая 38,1% мирового рынка. Эта доля незначительно выросла по сравнению с 37,6% год назад. Компания продемонстрировала годовой рост установленной мощности на 36,6%, что стало результатом широкого внедрения ее продукции как китайскими, так и международными автопроизводителями. Батареи гиганта использовались в автомобилях таких китайских брендов, как Zeekr, AITO, Li Auto и Xiaomi, а также в моделях мировых лидеров –– Tesla, BMW, Mercedes-Benz и Volkswagen. Такое сочетание обеспечило CATL беспрецедентный масштаб и узнаваемость бренда во всех сегментах рынка.

Тем временем BYD заняла второе место с установленной мощностью 157,9 ГВт·ч и долей рынка в 16,9%. Ее успехи объясняются как сильными продажами на внутреннем рынке Китая, так и резким усилением позиций за рубежом. Только в ноябре BYD продала более 130 000 автомобилей за пределами Китая, что почти в четыре раза превышает показатель предыдущего года. Эта стремительная экспансия способствовала тому, что использование батарей BYD в Европе достигло 11,2 ГВт·ч за период с января по октябрь, продемонстрировав выдающийся рост на 216% год к году. Аккумуляторы компании питают как полностью электрические, так и подключаемые гибридные модели, а вертикальная интеграция позволяет BYD поддерживать низкие производственные затраты и высокую эффективность.

Другие китайские игроки также укрепили свои позиции в высшем эшелоне: CALB с 44,3 ГВт·ч (4,7%), Gotion High-Tech с 38,7 ГВт·ч (4,1%), EVE Energy с 24,6 ГВт·ч (2,6%) и SVOLT с 23,7 ГВт·ч (2,5%). В совокупности эти шесть ведущих китайских поставщиков батарей формируют мировое предложение, технологические стандарты и ценовую политику, создавая серьезные вызовы для конкурентов из Южной Кореи, Японии и Европы.

В то время как китайские компании наращивали обороты, южнокорейские и японские поставщики сталкивались с растущим давлением. Их совокупная доля рынка сократилась по мере того, как китайские производители увеличивали масштабы производства, снижали издержки и укрепляли связи с мировыми автопроизводителями.

LG Energy Solution удержала третье место в мире с 86,5 ГВт·ч и 9,3% рынка. Объем установленных батарей вырос на 12,8% по сравнению с прошлым годом, однако доля рынка снизилась с 11,1%. Основной причиной стало замедление продаж моделей Tesla, использующих батареи LG. Переход Tesla на литий-железо-фосфатные (LFP) батареи и использование нескольких поставщиков привели к сокращению использования батарей LG в автомобилях Tesla на 14,5%. Тем не менее, компания получила выгоду от сильных мировых продаж Kia EV3 и стабильного спроса на модели GM на платформе Ultium, такие как Chevrolet Equinox, Blazer и Silverado EV в Северной Америке. Эти факторы помогли, но оказались недостаточными для полного сохранения глобальной доли LG.

SK On установила 37,7 ГВт·ч, заняв 4% мирового рынка. Ее батареи используются в моделях Hyundai, включая Ioniq 5 и EV6, а также в Volkswagen ID.4 и ID.7. Продажи Ford F-150 Lightning были медленнее, однако спрос на Explorer EV поддержал SK On. В целом, использование батарей SK On в автомобилях Ford выросло на 18,1%.

Samsung SDI зафиксировала 25,1 ГВт·ч и долю рынка в 2,7%, что меньше прошлогоднего показателя. Компания Rivian перевела некоторые свои модели на LFP-батареи от Gotion, что сократило долю SDI. Общее замедление Rivian также нанесло ущерб. Положительные продажи BMW и Audi помогли компенсировать часть потерь. Модели, такие как BMW i4, i5, i7 и iX, а также Audi Q6 e-Tron, поддерживали стабильный европейский спрос. Совокупно LGES, SK On и Samsung SDI занимали 16% мирового рынка, что на 3,5 процентных пункта меньше по сравнению с прошлым годом.

Panasonic заняла седьмое место с 35,9 ГВт·ч и долей рынка в 3,8%. Компания сосредоточилась на снижении зависимости от Tesla и расширении присутствия в Северной Америке. Повышение эффективности на заводах в Канзасе и Неваде, а также работы над батареями нового поколения 4680 и 2170, помогли стабилизировать затраты. Panasonic также активизировала переговоры с североамериканскими автопроизводителями с целью диверсификации клиентской базы.

К концу 2025 года рост рынка оставался устойчивым, но глобальный конкурентный ландшафт значительно усложнился. Каждый крупный регион выбрал свое политическое направление, что заставило производителей батарей корректировать как технологические, так и логистические стратегии. В Северной Америке автопроизводители все чаще заключали долгосрочные контракты на поставку, чтобы управлять затратами на батареи и снижать риски поставок. Местное производство и соответствие требованиям Закона США о снижении инфляции (IRA) стимулировали быстрые инвестиции в создание внутренних цепочек поставок. Европейские автопроизводители ускорили усилия по снижению зависимости от импортных азиатских батарей. В результате, локальная сборка аккумуляторных блоков, местное производство минерального сырья и «ближний» аутсорсинг стали основными приоритетами для соблюдения правил Евросоюза и снижения геополитических рисков. Азиатские поставщики сосредоточились на дифференциации продукции через химический состав с высокой плотностью энергии, ячейки с быстрой зарядкой, платформы с длительным сроком службы и интеллектуальные системы управления батареями. Они также расширяли партнерские отношения с глобальными автопроизводителями для расширения своего рыночного охвата.

Бум электромобилей способствует стабилизации выбросов углекислого газа в Китае. Глобальная индустрия батарей для электромобилей переходит от простого наращивания производства к стратегиям, ориентированным на региональные особенности и гибкие цепочки поставок. Компании, которые быстро адаптируются к новой политике, создают продукты, специфичные для конкретных рынков, и укрепляют местные цепочки поставок, получают явное преимущество. Этот сдвиг играет значительную роль в сокращении выбросов Китая и продвижении к более чистой энергетике будущего. Согласно недавнему отчету CarbonBrief, выбросы углекислого газа (CO2) в Китае стабилизировались за последние 18 месяцев –– с марта 2024 года по третий квартал 2025 года. Это заметное изменение для крупнейшего в мире источника выбросов, поскольку активный рост возобновляемой энергетики и электромобилей начинает компенсировать выбросы тяжелой промышленности. В отчете также отмечается, что выбросы от транспортного топлива снизились на 5% год к году в третьем квартале 2025 года, так как все больше водителей переходят с бензиновых и дизельных автомобилей на электромобили.

В целом, Китай вступает в этот новый этап с подавляющим масштабом и прочными глобальными партнерствами. Однако растущая регионализация означает, что долгосрочное лидерство будет зависеть от способности управлять разнообразными портфелями –– а не только от доминирования на мировом рынке.