Tesla: продажи в США падают, Европа сталкивается с давлением, Китай демонстрирует рост



Tesla, долгое время считавшаяся флагманом рынка электромобилей, сегодня сталкивается с двойным вызовом. С одной стороны, происходит ослабление продаж на ключевом американском рынке. С другой – растет обеспокоенность по поводу того, что изменения в регулировании за рубежом могут негативно сказаться на спросе на электромобили. Эти факторы подвергают испытанию устойчивость и стратегию компании, показывая, что даже лидеры отрасли не застрахованы от меняющихся рыночных условий и политической неопределенности.

В ноябре 2025 года поставки Tesla в США упали до 39 800 автомобилей, что стало самым низким месячным показателем для компании в этом году. Этот спад последовал за пиком в августе 2025 года, когда Tesla реализовала около 55 500 машин. За первые восемь месяцев 2025 года общий объем продаж составил 337 079 автомобилей, что примерно на 24% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. Такое снижение сигнализирует об ослаблении потребительского спроса, несмотря на предыдущие периоды восстановления.

Тем не менее, глобальные показатели Tesla дают более полную картину. В третьем квартале 2025 года компания поставила 497 099 автомобилей по всему миру, что на 7,4% больше по сравнению с тем же кварталом 2024 года. Этот рост отчасти был обусловлен истечением срока действия налоговых льгот в США, что побудило покупателей совершить покупки до прекращения действия стимулов. В третьем квартале Tesla получила более 28 миллиардов долларов глобальной выручки, что на 12% больше, чем годом ранее, демонстрируя финансовую устойчивость компании даже при изменениях в региональных продажах. Однако уровень запасов в США вызывает беспокойство. По состоянию на начало декабря 2025 года около 10 799 автомобилей Tesla ожидали продажи. Хотя это выше, чем минимальные значения в начале года, показатель указывает на потенциальный риск избыточного предложения. Если спрос не вырастет, Tesla, возможно, придется скорректировать производство или ввести новые стимулы, чтобы предотвратить накопление запасов.

Конкуренция также усиливается. Доля электромобилей на рынке США остается на уровне около 10%, но Tesla сталкивается с более серьезными вызовами со стороны гибридных моделей Ford и GM. Эти конкуренты неуклонно наращивают свое присутствие в сегментах электромобилей и гибридов, что может ограничить рост Tesla на ее крупнейшем рынке. Случай США показывает, что даже ведущий производитель электромобилей должен постоянно адаптироваться к рыночной динамике и стратегиям конкурентов.

Вызовы для Tesla не ограничиваются США. В Европе ситуация неоднородна, и неопределенность регулирования добавляет давления. Европейские продажи Tesla продолжали снижаться в ноябре 2025 года. Регистрации автомобилей во Франции упали на 58% до 1 593 единиц, а в Дании – на 49% до 534 единиц по сравнению с тем же месяцем годом ранее. В Дании продажи Model Y сократились на 74% до 206 единиц, в то время как Model 3 выросла на 29% до 326 единиц, став восьмым по популярности автомобилем в стране. Эти цифры отражают растущую конкуренцию в Европе и сложную рыночную среду для Tesla.

В Великобритании Tesla предупредила политиков о потенциальных изменениях в мандате на автомобили с нулевыми выбросами (ZEV), как сообщает The Guardian. Предлагаемое к рассмотрению требование о 28% продаж электромобилей к 2027 году сталкивается с задержками из-за сопротивления отрасли. Tesla заявляет, что ослабление этих правил может замедлить внедрение электромобилей, сделать аккумуляторные электрокары менее привлекательными и нанести ущерб климатическим целям. Компания официально заявила, что изменения «подавят предложение аккумуляторных электромобилей, вызовут значительное влияние на выбросы и рискуют тем, что Великобритания не достигнет своих углеродных бюджетов». Германия демонстрирует аналогичную тенденцию. Продажи Tesla в Германии резко сократились. С начала года по ноябрь 2025 года было продано всего 17 358 автомобилей, что почти вдвое меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Только в ноябре 2025 года падение составило 20,2% по сравнению с ноябрем 2024 года. Тем временем более широкий немецкий рынок электромобилей стабильно рос, а конкуренты, такие как BYD, увеличили свою долю рынка. Более дешевые модели BYD привлекают внимание потребителей, что указывает на то, что Tesla сталкивается не только с регуляторными вопросами, но и с растущей конкуренцией в Европе. Тем не менее, Model Y от Tesla оставалась самым продаваемым электромобилем в регионе с января по октябрь 2025 года.

Этот разрыв между рынками подчеркивает важный момент для Tesla. Регуляторные сигналы и местные рыночные условия теперь сильно влияют на производительность. Европа когда-то была зоной сильного роста для Tesla, но теперь спрос замедляется. Конкуренты пользуются изменениями в ценовой политике и регулировании. Tesla должна адаптировать свою стратегию для устранения этих региональных различий, сохраняя при этом глобальную конкурентоспособность.

Китай остается сильным рынком для производителя электромобилей, демонстрируя устойчивость, несмотря на слабость в других регионах. В ноябре 2025 года продажи электромобилей Tesla китайского производства выросли на 10% в годовом исчислении до 86 700 единиц. Этот рост контрастирует с BYD, чьи продажи автомобилей на новых источниках энергии (NEV) упали на 5,3% до 480 186 единиц. Сильные показатели Tesla в Китае объясняются высоким спросом на автомобили, произведенные на ее шанхайском заводе, а также запуском новых вариантов моделей. Глобальные тенденции в области электромобилей также подчеркивают доминирующее положение Китая: более половины всех новых автомобилей, продаваемых в стране, теперь электрические. В отличие от этого, США отстают с 10%, а Европа демонстрирует признаки охлаждения. Этот дисбаланс подчеркивает важность Китая в стратегии роста Tesla. Успех на китайском рынке имеет решающее значение не только для выручки, но и для поддержания глобального рыночного импульса.

Tesla предпринимает шаги для смягчения этих давлений. Одной из важных областей является накопление энергии. В третьем квартале 2025 года Tesla развернула 12,5 ГВт·ч мощностей хранения, включая коммерческие и бытовые аккумуляторные системы. Эти продукты обеспечивают буфер против волатильности продаж автомобилей, позволяя Tesla диверсифицировать источники дохода и укреплять свою долгосрочную устойчивость. Примечательно, что инвесторы недавно подняли акции Tesla после сообщений о том, что правительство США вскоре может поддержать значительное расширение робототехнической отрасли. Акции выросли примерно на 1% благодаря возросшим надеждам, что поддержка робототехники и автоматизации может помочь Tesla за пределами только продаж автомобилей. Это важно, поскольку компания позиционирует себя как нечто большее, чем просто производитель автомобилей. Это также технологическая фирма, сосредоточенная на робототехнике, искусственном интеллекте и системах автономного вождения. Рост акций показывает, что инвесторы полны надежд. Они считают, что инвестиции в роботов, программное обеспечение и услуги автономного вождения могут помочь Tesla компенсировать слабый спрос на традиционные автомобили.

Вызовы, с которыми сталкивается Tesla, являются частью более широкой истории для рынка электромобилей. Слабые продажи в основных регионах могут замедлить переход к низкоэмиссионному транспорту. Отмена регулирующих актов, таких как возможное ослабление мандата ZEV в Великобритании, может побудить автопроизводителей продолжать продавать бензиновые и дизельные автомобили. Инвесторы могут стать более осторожными, сокращая поддержку инфраструктуры, производства и инноваций в области электромобилей, если рыночные сигналы останутся непредсказуемыми. Политики, автопроизводители и потребители должны оставаться согласованными, чтобы поддерживать импульс электрификации. Без стабильных стимулов, четких правил и постоянного принятия потребителями переход к электромобилям может замедлиться, даже если технология и бизнес-обоснование прочны.

Гигант электромобильной индустрии находится на распутье. Продажи в США замедляются, Европа демонстрирует нестабильные результаты, а регуляторная неопределенность может повлиять на будущее внедрение. Восстановится ли Tesla – или замедлится ли переход к электромобилям – зависит не столько от характеристик продукта или бренда, сколько от более широких экономических условий, государственной политики и потребительского доверия. Способность компании адаптировать свою стратегию, балансировать производство и диверсифицировать потоки доходов станет решающей в ближайшие месяцы. Для компании и всей отрасли электромобилей это определяющий момент: то, как Tesla отреагирует, может сформировать будущее электрической мобильности во всем мире.