Stellantis Korea: Углеродные кредиты монетизируют пробег электромобилей



Stellantis Korea объявила о новой инициативе, позволяющей владельцам электромобилей (EV) конвертировать накопленный пробег в углеродные кредиты. Эта программа, реализованная через партнера по углеродным кредитам Hooxi Partners, предусматривает продажу таких кредитов и возвращение средств владельцам как вознаграждение, превращая каждый километр пути в реальную «зеленую» выгоду.

Впервые в Южной Корее Stellantis предлагает не просто скидки или субсидии, но и возможность рассматривать использование электромобиля как создание настоящего «актива» для сокращения выбросов углерода. Вовлекая владельцев EV в рынок углеродных кредитов, компания позволяет им разделить финансовые преимущества этого растущего сектора.

Углеродные кредиты представляют собой сокращение выбросов парниковых газов, где каждый кредит эквивалентен одной тонне предотвращенного или устраненного диоксида углерода (CO₂). Обычно такие кредиты генерируются за счет возобновляемых источников энергии, лесовосстановления или снижения промышленных выбросов.

Для электромобилей кредиты возникают из-за минимальных или нулевых выбросов CO₂ из выхлопной трубы. Если электричество для зарядки производится с низким углеродным следом, экономия выбросов может быть измерена и преобразована в кредиты. По оценкам экспертов, электросеть Южной Кореи выбрасывает от 0,42 до 0,45 кг CO₂ на кВт·ч, а каждые 1 000 км пробега электромобиля позволяют избежать выброса примерно 0,15–0,25 тонн CO₂-экв., в зависимости от энергетического баланса.

Кредиты могут быть получены ретроактивно за уже пройденный пробег через отслеживание в приложении и проданы на Корейской бирже или добровольных рынках по цене 30 000 – 50 000 южнокорейских вон (приблизительно 22–37 долларов США) за тонну CO₂-экв. Средний водитель, проезжающий 15 000 км в год, может заработать 2,25–3,75 кредита, что эквивалентно 67 500 – 187 500 вон (50–140 долларов США), при этом Stellantis удерживает комиссию за услуги. Программа распространяется на все электромобили Stellantis, выпущенные с 2023 года, включая Peugeot e-208, Fiat 500e и Jeep Avenger.

Это придает электромобилям двойную ценность: стимулирование более чистого транспорта и создание торгуемого актива для автопроизводителей и владельцев. Для таких компаний, как Stellantis, углеродные кредиты становятся частью бизнес-модели, поскольку их можно генерировать и продавать по всему миру.

Значение этой инициативы для Южной Кореи сложно переоценить. В первой половине 2025 года продажи электромобилей в стране выросли на 45,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 74 000 единиц и обеспечив 9,2% рынка новых автомобилей. В августе доля продаж электромобилей достигла 18,4% на фоне государственных субсидий, а годовые прогнозы рынка указывают на рост до 11–20% при производстве 407 000 единиц.

Несмотря на общий рост, многие автопроизводители, включая Stellantis, сталкивались с трудностями. В 2024 году доля Stellantis Korea на рынке электромобилей составляла менее 1%. В 2025 году компания ставит целью увеличить продажи примерно на 30%, уделяя особое внимание моделям Jeep Avenger и Peugeot, чьи показатели ранее были слабыми. Эта инициатива является ключевым элементом стратегии для достижения этих целей, а также соответствует климатическим задачам страны.

Южная Корея одобрила климатический план, направленный на сокращение выбросов парниковых газов на 53–61% от уровня 2018 года. Ожидается, что к 2035 году национальные выбросы снизятся с 742 миллионов тонн до 289,5–348,9 миллиона тонн. Транспортный сектор сталкивается с одним из самых значительных сокращений — на 60–63%, с 98,8 миллиона тонн в 2018 году до примерно 36,8 миллиона тонн к 2035 году. Внедрение электромобилей является ключевым для достижения этой цели. Кроме того, Южная Корея обязалась присоединиться к альянсу Powering Past Coal Alliance, пообещав прекратить строительство новых угольных электростанций без систем улавливания углерода и постепенно вывести из эксплуатации существующие.

Программа вознаграждений за углеродные кредиты привносит новую ценность. Для покупателей она предлагает больше, чем просто субсидии или скидки. Для Stellantis это может повысить продажи электромобилей, укрепить доверие к бренду и соответствовать мировым требованиям в области углеродной отчетности. Программа также может привлечь экологически сознательных покупателей, предлагая ощутимую «награду за чистое вождение». Для Stellantis это один из способов продемонстрировать приверженность своей цели по достижению нулевых выбросов.

Stellantis продолжает продвигать свои амбиции по достижению чистого нуля, демонстрируя значительный прогресс по состоянию на 2024 год. К этому году компания сократила выбросы парниковых газов Scope 1 и 2 примерно на 39% по сравнению с базовым уровнем 2021 года. Доля декарбонизированной электроэнергии, питающей собственные операции, выросла до 59% с 45% в 2021 году.

В продуктовой линейке Stellantis расширила свои предложения гибридных автомобилей в Европе, запустив 30 гибридных моделей в 2024 году, а к 2026 году планируется еще больше. Компания будет использовать эффективные гибридные технологии, которые могут сократить выбросы CO₂ примерно на 20% по сравнению с традиционными двигателями внутреннего сгорания. Компания также активно развивает инициативы в области циркулярной экономики. Ее хаб в Италии за год работы к 2024 году восстановил десятки тысяч двигателей, коробок передач и аккумуляторов, обновил тысячи автомобилей и переработал миллионы компонентов. Эти действия поддерживают более широкие цели компании по декарбонизации и повторному использованию ресурсов.

Все эти шаги соответствуют плану Stellantis Dare Forward 2030, целью которого является достижение углеродной нейтральности к 2038 году, охватывая все области выбросов при поддержании низкого остаточного уровня.

Глобальное внедрение электромобилей ускоряется. Данные за 2024–2025 годы показывают устойчивый рост, обусловленный улучшением аккумуляторов, развитием зарядной инфраструктуры, снижением затрат и ужесточением регуляций по декарбонизации. Для многих автопроизводителей переход от двигателей внутреннего сгорания к электромобилям стал обязательным для выполнения целевых показателей по выбросам.

Углеродные кредиты теперь являются не просто экологическим инструментом, но и растущим источником дохода для производителей электромобилей. Например, китайская Leapmotor в 2025 году поставила более 100 000 кредитов по цене 20–30 евро за кредит, продавая их компаниям вроде Stellantis. Tesla заработала более 2,76 миллиарда долларов США от кредитов ZEV только в 2024 году, продавая их GM и Ford. В ЕС автопроизводители накапливают кредиты для соблюдения нормативов, при этом электромобили генерируют в 10–20 раз больше кредитов, чем автомобили с ДВС.

Программа Stellantis Korea следует этой модели: продажи электромобилей сочетаются с генерацией углеродных кредитов. Для компаний, рано инвестирующих в электрификацию и низкоуглеродную энергетику, кредиты могут обеспечить финансовую отдачу, выходящую за рамки традиционных продаж автомобилей. Только пилотная программа в Корее может принести 50–100 миллиардов вон к 2027 году.

Многие страны предоставляют субсидии, налоговые льготы или скидки для покупателей электромобилей. В Южной Корее национальные и местные стимулы способствовали росту продаж EV. Но субсидии, как правило, являются разовыми выплатами. Stellantis Korea идет дальше, связывая вознаграждения с фактическим пробегом. Пройденные километры теперь генерируют финансовые кредиты, что согласует долгосрочное поведение с сокращением выбросов и делает электромобили более разумной инвестицией.

Мировой рынок стимулирования электромобилей, включая субсидии, скидки и кредитные схемы, прогнозирует годовой рост на 14,7% с 2024 по 2033 год. По мере того как все больше автопроизводителей будут использовать программы, подобные Stellantis, углеродные кредиты могут стать ключевой частью стоимости электромобилей. Это может поддержать их внедрение даже после прекращения субсидий.

Правительства могут все чаще интегрировать системы углеродных кредитов в политику в отношении электромобилей, создавая формальные глобальные рынки. Автопроизводители, рано инвестирующие в электрификацию, углеродный учет и чистые цепочки поставок, получат конкурентное преимущество. Для потребителей электромобили могут стать более чистыми и умными долгосрочными инвестициями, где пробег превращается в измеримые финансовые вознаграждения.

Инициатива Stellantis Korea в области углеродных кредитов – это не просто маркетинговый ход; она знаменует собой новую фазу развития стимулов для электромобилей. Вознаграждая фактическое использование, она увязывает поведение потребителей с сокращением выбросов, одновременно добавляя финансовую ценность. В случае успеха эта модель может изменить взгляд автопроизводителей, покупателей и регуляторов на электромобили, делая чистое вождение одновременно практичным и прибыльным.