Китайские компании инвестируют $180 млрд в мировую зеленую энергетику и технологии



С начала 2023 года китайские компании пообещали инвестировать более 180 миллиардов долларов США в проекты чистой энергетики за пределами Китая, согласно отчету Climate Energy Finance. Эти фирмы, производящие большую часть мировых солнечных панелей, аккумуляторов и электромобилей, активно вкладываются в полные цепочки поставок – от добычи сырья до переработки. Таким образом, они способствуют созданию зеленых энергетических систем в других странах.

Движущей силой этих изменений являются крупные китайские производственные мощности, низкие затраты и стратегическое планирование. Руководство страны активно поощряет компании к глобальной экспансии, ориентируясь на регионы с высокими энергетическими потребностями и заключая соглашения об обмене технологиями.

Результатом становится значительный сдвиг в глобальных энергетических и торговых потоках. Развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока превращаются в ключевые центры для «зеленых» отраслей промышленности.

Китай доминирует в секторе новых объектов чистой энергетики. По данным отчета CEF, с 2018 по 2024 год на долю Китая приходилось 80% новых мировых мощностей в солнечной и ветровой энергетике, а также по производству аккумуляторов и водорода. Такие компании, как CATL и BYD, задают темп, ежегодно экспортируя технологии на миллиарды долларов.

Инвестиции китайских компаний охватывают полные цепочки поставок. Шахты, заводы, предприятия по производству аккумуляторов, центры переработки и проекты возобновляемой энергетики – все это тесно взаимосвязано. Создавая такие интегрированные системы, Китай обеспечивает эффективность, масштабируемость и долгосрочное влияние на рынке.

Торговые и политические соглашения помогают Китаю расширять свое присутствие. Фирмы получают ускоренное одобрение проектов, а заключенные пакты часто предусматривают передачу технологий. Эти шаги коренным образом меняют способы производства, потребления и торговли энергией во всем мире.

В отдельном отчете SNE Research прогнозируется, что к 2025 году Китай будет контролировать около 69% мирового рынка аккумуляторов для электромобилей. Это доминирование отражает жесткий контроль страны над всей цепочкой поставок аккумуляторов, от добычи материалов до производства. Как следствие, китайские компании сегодня оказывают значительное влияние на мировые цены на аккумуляторы, стандарты и общие поставки электромобилей.

Более 75% китайских проектов направляются в развивающиеся страны, многие из которых соответствуют инициативе «Один пояс – один путь». Китай выбирает локации со стабильными правилами, четкой политикой и высоким спросом на энергию.

Китайские компании часто создают совместные предприятия с местными партнерами. Такой подход способствует распределению рабочих мест, передаче навыков и технологий. Правительства стран-получателей поддерживают эти инвестиции кредитами и стимулами. Хотя движущей силой являются частные компании, государственная поддержка Китая обеспечивает быстрое продвижение проектов.

Новые инвестиции значительно снижают затраты на энергию и создают тысячи рабочих мест. Страны наблюдают ускоренный промышленный рост и выигрывают от модернизированных энергосетей и экспорта «зеленых» технологий. Китай также адаптируется к местным правилам, соблюдая требования к местной рабочей силе, содержанию или обучению для обеспечения контрактов.

Юго-Восточная Азия становится одним из ключевых регионов для китайской экспансии. В Индонезии завод CATL строит аккумуляторный комплекс стоимостью 6 миллиардов долларов в Западной Яве, который будет производить 6,9 ГВт·ч в год, используя никель из местных шахт. Перерабатывающие установки замыкают цикл, и в рамках проекта будет создано более 10 тысяч рабочих мест.

В Малайзии EVE Energy инвестирует 1,2 миллиарда долларов в системы хранения энергии, а BYD планирует строительство заводов по производству электромобилей и автобусов. GCL Technology также поддерживает строительство солнечных электростанций по всему региону, что способствует рекордному росту торгового оборота с Китаем.

Таиланд получает производство аккумуляторов от Sunwoda – завод стоимостью 1 миллиард долларов с учебными центрами. Кроме того, Changan открывает исследовательские центры по электромобилям, сотрудничая с местными фирмами. Большинство мировых производителей аккумуляторов являются китайскими компаниями.

Китай также использует налоговые льготы и ускоренные разрешения для ускорения реализации проектов. Правила локального содержания помогают создавать стабильные цепочки поставок. Эти шаги удваивают торговлю с Китаем и быстро модернизируют региональные энергетические сети.

Ближний Восток активно переходит на зеленую энергетику при поддержке Китая. В Саудовской Аравии Shanghai Electric участвует в проекте солнечной электростанции стоимостью 1,1 миллиарда долларов, которая обеспечит электроэнергией 1,5 миллиона домов. Компания ACWA Power обучает местный персонал в Китае.

Тем временем в Марокко Gotion строит аккумуляторный завод стоимостью 5,6 миллиарда долларов для поставок на европейский и местные рынки. Совместные лаборатории разрабатывают «зеленые» материалы с годовой мощностью 100 ГВт·ч.

В Омане завод JA Solar стоимостью 564 миллиона долларов производит солнечные элементы мощностью 6 ГВт. Проекты морской ветроэнергетики дополняют энергетические планы страны. Египет получает водородные проекты от LONGi, а Нигерия подписывает соглашения на сумму 8,27 миллиарда долларов в области чистой энергетики. Китай предлагает комплексные технологические решения, превращая пустыни в энергетические хабы.

Эти инвестиции снижают затраты на энергию, создают рабочие места и поддерживают амбициозные национальные энергетические планы.

Китай также нацелен на удовлетворение энергетических потребностей Европы, особенно в сегменте аккумуляторов. Венгрия становится центром благодаря крупнейшему европейскому заводу CATL в Дебрецене. Объект планирует производить 100 ГВт·ч в год, работая на «зеленой» энергии. BMW рассматривается как ключевой клиент для поставок из этого завода, и ожидается создание тысяч рабочих мест.

В Испании CATL и Stellantis открывают завод стоимостью 4,1 миллиарда долларов в Сарагосе, который начнет производство 50 ГВт·ч аккумуляторов с 2025 года. Франция принимает завод AESC в Дуэ с целевой мощностью 40 ГВт·ч к 2030 году. Инвестиции также направляются в Португалию и Словакию, чтобы избежать тарифов ЕС.

Китай также привносит учебные программы и исследовательские центры. Партнерства помогают местным фирмам получать знания и укреплять цепочки поставок электромобилей. Благодаря этим шагам Европа быстрее достигает соответствия правилам электрификации автомобилей к 2035 году.

В Латинской Америке Китай меняет автомобильную промышленность Бразилии. BYD трансформирует завод Ford в крупнейший в регионе центр по производству электромобилей, с выпуском 150 тысяч автомобилей на первом этапе. Используется местная сталь, а на последующих этапах добавляется производство аккумуляторов.

Примечательно, что Envision разрабатывает промышленный парк с нулевым выбросом, включая производство водорода и устойчивого авиационного топлива. Проекты ветровой, солнечной и гидроэнергетики расширяются благодаря китайским партнерствам. China Three Gorges развивает гидроэлектростанции, а энергосети модернизируются. Таким образом, затраты на энергию снижаются на 20%, ускоряя «зеленый» переход в регионе.

Экспансия Китая в сфере чистых технологий распространяет «мягкую силу» через технологии. Зарубежные исследовательские центры обучают специалистов в области STEM, а новые соглашения обеспечивают долгосрочное сотрудничество.

Ряд высокоуровневых двусторонних сделок был заключен в 2025 году, связывая Китай с развивающимися странами Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока. Инвестиции выросли на 80% всего за один год, а местные партнеры возглавили продажи и операции, укрепляя доверие и снижая напряженность.

Таким образом, страны Глобального Юга получают выгоды от более дешевой энергии, промышленного роста и ускоренной декарбонизации благодаря этим проектам. Китайские фирмы остаются в центре процесса, направляя глобальные цепочки поставок чистых технологий и ускоряя переход к нулевым выбросам.

Стремительное расширение Китая в области чистых технологий стоимостью 180 миллиардов долларов меняет глобальную энергетику и торговлю. Оно создает рабочие места, снижает затраты на энергию и распространяет «зеленые» технологии. Развивающиеся страны наращивают промышленный потенциал и ноу-хау, в то время как Китай укрепляет свои позиции в глобальных цепочках поставок и расширяет свое влияние.

Однако требуется тщательное управление. Принимающие страны должны обеспечивать соблюдение местных правил, обучать работников и наращивать долгосрочный потенциал. При правильном подходе эти инвестиции ускоряют достижение глобальных целей по нулевым выбросам и сдвигают промышленную мощь в сторону Глобального Юга.

Стратегия Китая демонстрирует, что чистая энергия – это не просто внутренняя цель; это глобальный проект с широкомасштабными экономическими и экологическими последствиями.